Свадебный портал Зеленая Свадьба

greensv-555-1

Alternative flash content

Requirements

Вс12172017

Мир младенца

Mir-mladensa1
Mir-mladensa2

Как младенец воспринимает внешний мир? Какой он для него: нагромождение разноцветных пятен, пересекающихся линий, нечто неоформленное, бессмысленное или же иное, похожее на знакомый и понятный мир взрослых?   На эти очень сложные вопросы современная наука еще не имеет окончательных ответов.

 

Однако уже накоплено множество фактов, позволяющих хотя бы приблизиться к решению этой загадки и в самых общих чертах представить себе образ мира, каким он видится младенцу.   Прежде всего ученые обратили внимание на то, что никто из взрослых не помнит событий, которые происходили с ними в первый год жизни. Скорее всего, это свидетельствует о том, что восприятие младенцем окружающего мира действительно очень своеобразно и отлично от восприятия взрослого. Предполагалось даже, что ребенок весь первый год жизни как бы погружен в себя, в свои ощущения, порождаемые биологическим функционированием организма. И только факты, полученные в последние десятилетия, опровергли эту точку зрения.

Относительно недавно получены сведения о том, что младенец уже в первые месяцы жизни может находить сходство между явлениями из разных областей восприятия: видением и слышанием, видением и осязанием. Шестимесячным малышам давали соски разной формы: гладкую и шишковатую. Младенец не видел, какую соску ему дают, всю информацию о ней он получал только путем осязания, когда соска находилась у него во рту. Затем пустышку забирали и показывали ребенку обе соски одновременно. И что удивительно, младенец дольше разглядывал ту из них, которую только что сосал.   Судя по приведенному факту, можно предположить, что у малыша, пока он сосал пустышку, сложился ее обобщенный образ, с помощью которого он потом, глядя на две соски, выбрал «свою».   Способность младенца к построению обобщенного образа, но уже в сфере видения и слушания, можно проиллюстрировать таким примером. Малышам давали прослушивать отрывистые или протяжные звуки, а потом им показывали изображения коротких и прерывистых, а также протяженных линий. Выяснилось, что те младенцы, которые слышали прерывистые звуки, дольше смотрели на прерывистые линии, а те, что слушали протяжные звуки, больше интересовались непрерывными, протяженными линиями. Столь удивительные возможности ребенка психологи рассматривают как способность к мыслительным операциям типа моделирования. Моделирование – очень рано возникающая способность младенца распознавать в явлениях сходные свойства, обобщая их в схемах. К 2–3 месяцам малыш обычно обнаруживает повышенный интерес к явлениям, которые немного отличаются от известных ему, и уделяет меньше внимания хорошо знакомым или совершенно новым. Уже в этом возрасте младенцы способны сравнить то, что они воспринимают, с накопленным опытом.   Человеческое лицо необычайно рано привлекает ребенка. В первые месяцы жизни у него складывается обобщенная схема лица – овал с двумя кружками (глаза). Четырехмесячный младенец, «составивший» схемы лиц своих родителей, будет долго и пристально смотреть на картинку, изображающую лицо с глазами на месте носа, но он почти не уделит внимания тому изображению, где на лице глаз нет вовсе. Это происходит потому, что незначительные перемены в предмете или явлении для младенца гораздо привлекательнее, чем полная новизна.   Как правило, отличающиеся явления вызывают у младенца внимание, оживление, улыбку – это значит, что ему удалось сравнить свои впечатления с теми образами, что имеются в его памяти. Но иногда отличие нового от уже знакомого может вызвать тревогу или даже огорчение. Например, 3–4-месячный ребенок, у мамы которого светлые волосы и голубые глаза, может улыбнуться похожей на нее светловолосой женщине, но, скорее всего, насторожится и забеспокоится при виде темноглазой и темноволосой.  

Открытие ранее неизвестных возможностей малыша позволило выдвинуть новую гипотезу, а именно: сначала ребенок воспринимает отдельные качества предметов, а затем они объединяются, создавая более сложный образ мира. Однако нарастающий поток исследований и новых данных поставил под сомнение и это предположение.

В повседневной жизни легко наблюдать «мыслительную» работу младенца. Например, мама собирает 3-месячного малыша на прогулку. Готовая коляска с ребенком стоит в коридоре. Ребенок сосет пустышку и смотрит по сторонам. Если в это время в коридоре включить свет и слегка качнуть абажур (при условии, что младенцу хорошо виден источник света), вы заметите, что сосание прекратится, малыш на некоторое время замрет, сосредоточенно глядя на абажур. Через некоторое время сосание возобновится, и ребенок отведет взгляд в сторону. Аналогичные наблюдения за изменением характера сосания вы можете сделать, подбрасывая и ловя в поле зрения малыша яркий воздушный шарик, надевая на голову и снимая пеструю косынку, показывая яркую картинку в разных положениях.   Во всех случаях, когда ребенок замирает, сосредотачивается, в его мозгу происходит сложная работа: он сличает слегка изменившийся облик воспринимаемого объекта с имеющимся обобщенным образом. Малыш все время осваивает новые и новые впечатления, формирует новые образы, видоизменяет старые.   Разнообразие окружающих явлений и предметов заставляет ребенка разбираться в них и способствует его познавательному развитию. Следовательно, умственное развитие младенцев, живущих в однообразной среде, может быть несколько замедленно по сравнению с развитием тех детей, кто живет в более разнообразной обстановке и имеет возможность получать больше впечатлений.   По-видимому, построение моделей, обобщенных образов предметов – одна из важнейших характеристик того, как младенец воспринимает окружающий мир. Другая важная характеристика – целостная картина мира, не мозаичное восприятие отдельных свойств и качеств объектов, а изначально целостный образ внешней среды, в котором синтезирована и обобщена разнообразная информация – зрительная, слуховая, осязательная.

Энциклопедия «Мать и дитя».

Фото из семейного архива семьи Каревых.

  • Студия свадебного платья
  • Домфарма (аптечная сеть)
  • Эмоции